пятница, 2 мая 2008 г.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ. ЭССЕ 15

ФОМА АКВИНСКИЙ. ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БОГА.

Фома Аквинский – (1225-1274) ученик Альберта Великого, того самого который в средние века попытался систематизировать всю теологию и призвал для этого философию Аристотеля.
Высказывание: "В вопросах веры любая старуха знает больше всех философов, ибо какая старуха не знает, что душа бессмертна".
Фома Аквинский за систематику Аристотеля причислен церковью к Лику Святых и канонизирован. Его произведение Сумма теологии обобщало основы средневекового мировоззрения., утверждая, что природа завершается в благодати, а разум - в вере. Фома различал истины разума и недоступные разуму истины откровения. Он сформулировал пять доказательств существования Бога Его философия ярко проявляется в этих пяти доказательствах бытия Бога.
Знаменитое произведение (высказывание).
"Сумма теологии" - последнее сочинение Фомы осталось недописанным, его уже дописали последователи.
Пять доказательств.
Первое доказательство. Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения. В самом деле, не подлежит сомнению и подтверждается показаниями чувств, что в этом мире нечто движется. Все, что движется, должно иметь источником своего движения нечто иное. Следовательно, коль скоро движущий предмет и сам движется, его движет еще один предмет, и так далее. Но невозможно, чтобы так продолжалось до бесконечности, ибо в таком случае не было бы перводвигателя, а следовательно, и никакого иного двигателя; ибо источники движения второго порядка сообщают движение лишь постольку поскольку сами движимы первичным двигателем как то: посох сообщает движение лишь постольку поскольку сам движим рукой. Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам недвижим ничем иным; а под ним мы разумеем Бога.
Второе доказательство. Второй путь исходит из понятия производящей причины. Нельзя помыслить того, что ряд производящих причину уходил в бесконечность. Следовательно, необходимо положить некую первичную производящую причину, каковую все именуют Богом.
Третье доказательство. Третий путь исходит из понятия возможности и необходимости. Невозможно, чтобы ряд необходимых сущностей, обуславливающих необходимость друг друга, уходил в бесконечность (таким же образом, как это происходит с производящими причинами, что доказано выше). Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, необходимую саму по себе, не имеющей внешней причины своей необходимости, но самой собой составляющей причину необходимости всех иных; по общему мнению, это есть Бог.
Четвертое доказательство. Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах. Мы находим среди вещей более или менее совершенные, или истинные, или благородные; и так обстоит дело и с прочими отношениями того же рода. Но то, что в предельной степени обладает некоторым качеством, есть причина всех проявлений этого качества: так, огонь как предел теплоты есть причина всего теплого. Отсюда следует, что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства; и ее мы именуем Богом.
Пятое доказательство. Пятый путь исходит из распорядка природы. Мы убеждаемся, что предметы, лишенные разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности. Это явствует из того, что их действия или всегда, или в большинстве случаев направлены к наилучшему исходу. Отсюда следует, что они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей. Поскольку сами они лишены разумения, они могут подчинятся целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто, одаренный разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу. Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом.
Кратко.
1. Что является источником всякого движения?
2. Что является первопричиной в бесконечном ряду причинно следственных связей?
3. Так как все взаимосвязано, необходимость одного обусловлена необходимостью другого, тогда - что является первой необходимостью или необходимостью самой по себе?
4. Качество, совершенство. То есть что может быть самым совершенным?
5. Многообразие природы поражает, но все устроено достаточно разумно, поэтому что является причиной такой разумности?

Комментариев нет:

работы
конспекты
определения
заметки на полях




Посмотрите дополнительно здесь - Философский словарь ИПЛ.М.1986 стр 455

И здесь - "От Периандра Коринфского до Ван Шоужэня". П.Таранов Аст.М. 2001 стр 240-263.





Задумайтесь! Почему Папа любит свою паству, атолла правоверных, а батюшка своих прихожан? Ответ лежит на поверхности. Потому что их много! Вера в Бога, также далека от Церкви, как последняя от Истины ве´рования!